У меня хромает знание мировой художественной культуры, особенно ХХ века. Оно хорошее, но почему-то хромает. Я еще могу представить, что приведу я дочку в музей Прадо и буду вдохновенно рассказывать про процедуру “Извлечения камня глупости” Босха или  находить 10 отличий у обоих Мах — обнаженной и одетой. Это немало. Но вот в Музее современного искусства MoMA нам делать нечего. Я все еще не отличаю  Мане от Моне, а там тяжелая артиллерия — инсталляции, перфомансы. Мне тревожно.

Еще на Книжном Арсенале, единственно ради банки супа Уорхолла, была приобретена книга Уилла Гомперца “Непонятное искусство” (издательство “Синдбад”). Теперь я ее настоятельно рекомендую всем, кто решил заполнить пробел в культуроведческом образовании и узнать наконец-то, почему писсуар был превращен Марселем Дюшаном в объект искусства под названием “Фонтан” и почему это так круто.

непонятное искусство

Книга написана настолько внятным и вкусным языком, что ее хочется разобрать на цитаты: “Сезанн распахнул дверь в модернизм; а эти два молодых авантюриста (Брак и Пикассо) сорвали ее с петель. Они не копировали реальную жизнь: они её присваивали”.
“Непонятное искусство” читается медленно, но очень интересно. Хронология описания художественных течений не делает ее похожей на учебник, но помогает “расшифровать послания поп-арта, стрит-арта и остальные современные художественные концепции”.

як розмовляти з дітьми про мистецтво

Еще один прекрасный вариант, когда можно сразу привлечь ребенка к изучению и обсуждению материала  — серия книжек от “Видавництво старого лева”: “Як розмовляти з дітьми про мистецтво” и, особенно,  “Як розмовляти з дітьми про мистецтво ХХ століття”. Интересная структура подачи состоит в том, что на левой части разворота  — изображение предмета искусства; справа — краткие вопросы-ответы для детей разного возраста, от 5 и до 13 лет. Когда ты ребенок, то тебе не стыдно задавать вопросы “Почему посреди нарисовано 5 точек?”, “Почему возле картины стоит стул, нельзя было его нарисовать?”. Своей искренностью ты не отчуждаешься от произведений современного искусства, как будто это что-то непонятное и недоступное. Ты наоборот, готов непредвзято почувствовать цвет, фактуру, смыслы.

искусство для детей
Art Challenge

К чести подростков, очень много вопросов озвученных для возраста 11-13 лет, мне самой никогда не пришли бы в голову, например “Это фигуративное или абстрактное произведение?”

Когда совсем лень читать, то нас выручает очень классная игра Art Challenge от российских ребят из artchallenge.ru, в которой нужно угадывать картины популярных художников. Она бесплатна для iOS и Android, а также в веб-версии.
Игра проста: нужно отгадывать авторов картин среди четырех вариантов. Очень затягивает, не даром мото этой игры гласит: “Искусство и прокрастинация”.

Можем одновременно играть и обучаться: “Нет, эти яркие геометрические фигуры точно не классика — Брейгеля и Дюрера удаляем в зал ожидания. Остались некто Купка и Модильяни. Про Модильяни таким же способом в прошлом туре игры мы узнали, что он пишет портреты с длинными черепами, а здесь буйство красок, всплеск и бурлеск. Купка. И таки да, наш старый знакомый Франтишек Купка — абстрактный живописец и чех, человек и орфист. Тадам!

современное искусство для детей и подростков

К слову, неправильные ответы сопровождаются ехидными репликами. На сайте пишут, что есть также “добрая версия” игры:)
Радует, что сейчас в Киеве много образовательных искусствоведческих программ, в метро висит реклама от Культурного проекта, в Национальном художественном музее проводятся традиционные лектории. И было бы здорово, чтобы было больше адаптированных программ для детей с родителями, не только для экзальтированной молодежи. Нам ведь тоже надо:)

Маша Сулейман